Приятного прочтения
ПРОГУЛКИ ПО ПАРИЖУ
Для решения проблемы принимаются достаточно энергичные меры. Об этом свидетельствует развитие парижского метро (протяженностью около 360 км, с 360 станциями), которое включает ряд новых линий наряду со старыми, открытыми еще в 1900 г. Сооружен центральный пересадочный узел метро под площадью Шатле. Облегчило перераспределение транспортных потоков и кольцо периферийных бульваров.
Дальнейшее разбухание всего гигантского урбанизированного района увеличивает нагрузку на Париж и требует развития его делового центра, который должен вместить новые здания новых фирм и компаний, салонов и агентств. Все они хотят находиться не просто в Париже, а на тех улицах, которые признаны его престижным центром. И Париж наращивает престижный центр по своей главной оси. За Триумфальной аркой продолжением Елисейских полей и улицы Великой Армии (в пригороде Нейи) служит улица Шарля де Голля. За этой улицей расположен новый деловой район Дефанс, окрещенный «Париж завтрашнего дня» подобные автомобильному заводу «Ситроен». Эти мероприятия преследуют не только цель улучшить окружающую среду. Они имеют следствием и «депролетаризацию» города, снижение доли рабочих в социальной структуре парижского населения, что отвечает интересам определенных кругов. Едва ли не самый острый вопрос реконструкции Парижа — сохранение его исторического облика. В разные времена вторжение в город чего-то нового, необычного всегда вызывало негативную реакцию, подчас бурю негодования. Так было, когда в 1887 г. на берегу Сены поднялась Эйфеле-ва башня. Еще раньше В.Гюго язвительно высмеивал церковь св. Женевьевы (Пантеон), считая, что она лишь плохая копия собора св. Петра в Риме и не соответствует общему облику Парижа. Однако и эти, и другие сооружения вписались в городской ландшафт. К ним привыкли, их полюбили. Но сейчас облику города грозит вторжение действительно чужеродных сооружений. Несмотря на запрещение возводить в Париже высокие здания, поднялся на Монпарнасе гигантский небоскреб, выросли скопления высотных домов в Бельвиле и в районе площади Италии. Здесь небоскребы, вытягиваясь цепочкой вдоль радиальной магистрали, как бы направились к центру города, грозя раздавить его. Резко контрастирует со своим окружением Центр имени Ж. Помпиду. Раскрашенный в интенсивно синие и красные, белые цвета, отсутствующие в традиционной парижской цветовой гамме, он надменно высится над крышами Парижа. Его не без основания сравнивают с нефтеперегонным заводом из-за переплетения инженерных систем, которые мысль архитектора вынесла на наружные стены. Вечером, в темноте, ярко освещенное, громадное здание походит на гигантский аквариум, в котором «плавают рыбки-люда». А днем необычность внешнего вида заставляет жалеть этот район города, с которым обошлись так бесцеремонно.
В ближайшем окружении Парижа, в егопромышленном «красном поясе», выделены опорные центры реконструкции. Этославные рабочие города, где прогрессивнымсилам удается осуществить немало: строится сравнительно дешевое благоустроенное жилье,
Ироок-шровшшсн с гремя го; к разнообразна ЖН.1ЫЧ г.мов. 1!зрял> с зонами одно-)|лжпы\ :.-о[!^':к-с1. возносится средне-п мнс.| шпажные цча. Облик домов и об-те.чвенпых сооруд.-инч подчас очень вычурный 1акчш1,!. мупрпм.-р. дома-пирамиды -ври. Мч юррасы чеполчпшгея для устрой-сша пьетмков и даже маленьких садиков.
Центр новых городов совмещается с транспортным узлом. И в Эври, и в Сен-Кантене общегородской центр включает в себя вокзал пригородной железной дороги. Вообще центру придается очень большое значение. Он призван не только организовывать город, но и обслуживать окружающий район.
Дома, дороги, школы торговые центры, детские площадки выглядят как новенькие. Однако малолюдье городов, рассредоточен-ность жилых ячеек на большом пространстве (Сен-Кантен имеет такую же территорию, как и собственно Париж, а число жителей составляет в настоящее время 120 тыс., по завершении строительства - 200 тыс.) создают впечатление макетное.
Вероятно, новые города задуманы неплохо, и жители их ценят за благоустройство, чистоту воздуха, тишину. Но возни