Приятного прочтения

КОНЕЦ «ЧЕРНОЙ ПАСТИ»

В истории океанографии многие крупные исследования связаны с именами экспедиционных кораблей, на которых они были сделаны. Недаром на фронтоне великолепного    здания   океанографического   музея в Монако высечены имена наиболее выдающихся    океанографических    судов    мира. Кстати, первым из них значится русский винтовой корвет «Витязь», на котором еще в прошлом веке во время кругосветного путешествия   адмирал   Макаров  проводил исследования   Мирового   океана.  А   «Чел-ленджер»,   а   «Галатея»,   а   нансеновский «Фрам»...

Но сегодняшний день океанографии еще в большей степени связан с кораблями, чем вчерашний. Новый «Витязь», бывший в течение многих лет флагманом советского научно-исследовательского флота, внес неоценимый вклад в исследование Тихого океана, «Ломоносов» и «Вернадский» открыли мощное подводное течение в экваториальной Атлантике.

Точно так же новейшие исследования Средиземноморского бассейна неотделимы от имени «Академика Ковалевского». Вместе с экспедиционным судном Океанографического института «Академиком Вавиловым» «Ковалевский» в конце 50-х годов начинает планомерное изучение Средиземного моря. Были экспедиции и в другие моря, но основные исследования «Ковалевского» здесь, в многоликом и капризном Средиземноморье. Начиная с 1958 г. почти ежегодно   2 — 3  рейса-в  Средиземное  море. Продолжительность каждого рейса 2 — 3 месяца. Общее время пребывания «Ковалевского»  в  Средиземном  море — несколько лет. И почти каждый день из этих нескольких лет—кропотливые промеры, гидрологические и гидрохимические станции, планктонные сборы, траления. В каждом рейсе новые отряды - гидрологии, бентоса, планктона, ихтиологии, физиологии, радиобиологии и др.

Довольно парадоксально, но  благодаря экспедициям «Ковалевского» советские исследователи лучше знают многие стороны биологии Средиземного моря, чем их коллеги, работающие непосредственно в средиземноморских   странах. Причин  тому  несколько. Во-первых, как это не удивительно, у средиземноморских стран до последнего времени не было достаточно крупных и   мореходных  исследовательских   судов, даже таких, как «Ковалевский». Во-вторых, каждая из средиземноморских стран решала  только  свои  чисто региональные, т.е. местные, задачи, не охватывая исследованиями Средиземное море в целом. И наконец, ни один из средиземноморских научных центров не может похвалиться таким мощным коллективом исследователей, комплексно решающим проблему изучения биологической продуктивности, как Институт оологии Южных морей в Севастополе 5 тетерь называется Севастопольская дологическая станция).

Известный исследователь подводного мибаштан  Жак-Ив   Кусто  неоднократно  на   палубу   «Ковалевского».

поднимался происходие  (кстати, легендарный корабль «Калипсо» не больше «Ковалевско-ЧТя в Монако, где он работает. «Ковалевского» есть одно неоспори-е достоинство. Оно заключается в том

Главное достоинство маленького корабля — близость моря.

Если вы натуралист или просто любите море, не спешите в рейс на большом корабле, пожертвуйте комфортом —и вы не пожалеете об этом.

Работать на «Ковалевском» - одно удовольствие. Наш капитан Всеволод Михайлович Буроменский — отважный человек, мужественный и прекрасный моряк —постоянный спутник в дальних морских скитаниях.   Ни   я,   ни  окружающие  меня

увидеть «в движении» жизнь черноморских сообществ. И действительно, расположенное в непосредственной близости от Черного, Эгейское море настолько сильно отличается от него и высокой соленостью, и отсутствием речного стока, и рельефом дна, и стратификацией водной толщи, что не сравнить особенности жизни в этих морях было бы непростительно.

После приглушенных оттенков Черного моря Эгейское кажется нам неправдоподобным—как с рекламной картинки. Вокруг

что здесь создавались мифы. Неприглядные,

Оглавление