Приятного прочтения
КОНЕЦ «ЧЕРНОЙ ПАСТИ»
В истории океанографии многие крупные исследования связаны с именами экспедиционных кораблей, на которых они были сделаны. Недаром на фронтоне великолепного здания океанографического музея в Монако высечены имена наиболее выдающихся океанографических судов мира. Кстати, первым из них значится русский винтовой корвет «Витязь», на котором еще в прошлом веке во время кругосветного путешествия адмирал Макаров проводил исследования Мирового океана. А «Чел-ленджер», а «Галатея», а нансеновский «Фрам»...
Но сегодняшний день океанографии еще в большей степени связан с кораблями, чем вчерашний. Новый «Витязь», бывший в течение многих лет флагманом советского научно-исследовательского флота, внес неоценимый вклад в исследование Тихого океана, «Ломоносов» и «Вернадский» открыли мощное подводное течение в экваториальной Атлантике.
Точно так же новейшие исследования Средиземноморского бассейна неотделимы от имени «Академика Ковалевского». Вместе с экспедиционным судном Океанографического института «Академиком Вавиловым» «Ковалевский» в конце 50-х годов начинает планомерное изучение Средиземного моря. Были экспедиции и в другие моря, но основные исследования «Ковалевского» здесь, в многоликом и капризном Средиземноморье. Начиная с 1958 г. почти ежегодно 2 — 3 рейса-в Средиземное море. Продолжительность каждого рейса 2 — 3 месяца. Общее время пребывания «Ковалевского» в Средиземном море — несколько лет. И почти каждый день из этих нескольких лет—кропотливые промеры, гидрологические и гидрохимические станции, планктонные сборы, траления. В каждом рейсе новые отряды - гидрологии, бентоса, планктона, ихтиологии, физиологии, радиобиологии и др.
Довольно парадоксально, но благодаря экспедициям «Ковалевского» советские исследователи лучше знают многие стороны биологии Средиземного моря, чем их коллеги, работающие непосредственно в средиземноморских странах. Причин тому несколько. Во-первых, как это не удивительно, у средиземноморских стран до последнего времени не было достаточно крупных и мореходных исследовательских судов, даже таких, как «Ковалевский». Во-вторых, каждая из средиземноморских стран решала только свои чисто региональные, т.е. местные, задачи, не охватывая исследованиями Средиземное море в целом. И наконец, ни один из средиземноморских научных центров не может похвалиться таким мощным коллективом исследователей, комплексно решающим проблему изучения биологической продуктивности, как Институт оологии Южных морей в Севастополе 5 тетерь называется Севастопольская дологическая станция).
Известный исследователь подводного мибаштан Жак-Ив Кусто неоднократно на палубу «Ковалевского».
поднимался происходие (кстати, легендарный корабль «Калипсо» не больше «Ковалевско-ЧТя в Монако, где он работает. «Ковалевского» есть одно неоспори-е достоинство. Оно заключается в том
Главное достоинство маленького корабля — близость моря.
Если вы натуралист или просто любите море, не спешите в рейс на большом корабле, пожертвуйте комфортом —и вы не пожалеете об этом.
Работать на «Ковалевском» - одно удовольствие. Наш капитан Всеволод Михайлович Буроменский — отважный человек, мужественный и прекрасный моряк —постоянный спутник в дальних морских скитаниях. Ни я, ни окружающие меня
увидеть «в движении» жизнь черноморских сообществ. И действительно, расположенное в непосредственной близости от Черного, Эгейское море настолько сильно отличается от него и высокой соленостью, и отсутствием речного стока, и рельефом дна, и стратификацией водной толщи, что не сравнить особенности жизни в этих морях было бы непростительно.
После приглушенных оттенков Черного моря Эгейское кажется нам неправдоподобным—как с рекламной картинки. Вокруг
что здесь создавались мифы. Неприглядные,