Приятного прочтения
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Эту первую Советскую антарктическую экспедицию (САЭ) возглавил известный полярный исследователь и ученый Михаил Сомов. 5 января 1955 г., 135 лет спустя после открытия ледяного континента, к ее берегам подошло первое советское экспедиционное судно — дизель-электроход «Обь». В первой САЭ принимали участие известные ученые и исследователи. Среди них географы, геологи, гляциологи, биологи, геофизики и др.
«В 4 часа дня «Обь» достигла берега Антарктиды—цели нашей экспедиции»,-вспоминает в своей книге «Путешествие в Антарктиду и вокруг света» известный географ, академик К.К.Марков. —Впрочем, подойти вплотную к материку здесь невозможно. Его отделяет от судна лента ровной поверхности морского льда —припая, шириной километра четыре. ...Ослепительно яркий день. Солнце светит с голубого неба, температура воздуха несколько выше 0°. Антарктическое лето в разгаре.
Наши координаты 66°29' ю.ш„ 94°48' з. д., предстоит первая вылазка на материк. В числе 8 человек из состава экспедиции отправляюсь в путь и я. Иду по ледяному припаю. Путь не очень хорош: слой снега, под ним вода и только глубже твердый лед. Через несколько шагов проваливаюсь по колено. Нас встречает общество говорливых пингвинов Адели. Там и здесь лежат почти неподвижные крупные тюлени. Поднимаемся на довольно крутой краевой уступ материкового льда. Целью нашего похода
пока являются валуны, замеченные еще с судна, единственный, хотя и косвенный признак каменного основания Антарктиды... В 8 часов вечера наша группа находится у валунов... Это моренная гряда. Она вытянута на километр с юга на север.
...Вода стоит на льду и в углублениях на поверхности валунов. Она собирается в ручей, сбегающий вниз на ледяной припай. Впечатление московского солнечного мартовского дня: ярко светит солнце, блестит и тает снег. Складываем пирамиду из камней—след первого посещения Антарктиды советскими людьми». Только 12 января 1955 г. после жесточайшего шторма, длившегося почти неделю, устанавливается хорошая погода, позволившая начать поиски места для строительства станции Мирный. «13 января,—снова вспоминает К.К.Марков,—вылетаем на самолете АН-2. Делаем круг над припаем и материком, затем поворачиваем на запад к леднику Хелен. Хаос трещин, сущий ад под нами. Ледник стекает к морю с материкового поднятия Антарктиды. Это лед, текущий во льду. Нижняя часть ледника плавает на воде, а частично сидит на мели, превращаясь в нагромождение айсбергов... Затем видим группу скалистых островов и скал. Тот, что побольше,-это о. Хасуэлл, открытый в 1912 г... Остров имеет около километра в диаметре, а высоту 90 м. Всюду скалы, на них бесчисленные пингвины, торчащие повсюду как пеньки и отлично видные с самолёта. Весь ландшафт напоминает шхеры Онежского озера или Финляндии. Проглядывается под водой неровное скалистое дно моря, видно даже ныряющего в воду кита. Тут замечаем нечто важное. Несколько скал впаяны в материковый лед. Эти скалы — часть материка Антарктиды.
Трудно передать нашу радость. Обнаружены скалы, о которых мечтали, которые могут служить основанием для постройки поселка Мирный. Всех скал четыре, а около самой большой из них —россыпь валунов морены... Расстояние между крайними скалами, вероятно, километра два. Ровная поверхность льда за ними подойдет для аэродрома; преград для подхода с моря нет, так как море свободно от льда... Место для строительства поселка Мирный найдено! Докладываем о результатах полета начальнику экспедиции М. М. Сомову. Вопрос настолько серьезен, что требует проверки и с воздуха, и с земли. Вылетают вторая и третья группы. Данные подтверждаются. Поздним вечером созывается научно-технический совет экспедиции. Он единогласно решает, что место, находящееся около острова Хасуэлл, благоприятно для строительства Мирного, так как имеется скальное основание для поселка и судно может подойти почти к самым скалам...»
Открытие первой советской южнополярной станции Мирный состоялось 13 февраля 1956 г. Это произошло ровно через 135 лет после того, как бесстрашными русскими моряками был открыт загадочный ледяной